Мысли, навеянные рассказом Тайэре "Ступени"
Когда-то один человек
сказал мне: "Ты еще не прошла все ступени
лестницы понимания..." Но кто прошел? И кто
может ответить? Почему зло обязательно
должно быть низко и отвратительно? Кто
решил так? Кто назвал его критерии? Слишком
много вопросов... Слишком мало ответов. Это
старо, как мир.
Когда я дочитала рассказ, то несколько
минут сидела, просто уставившись в стену.
Есть такая боль, когда не можешь плакать. И
когда глаза невозможно отвести от экрана
компьютера, потому что они просто застыли,
ничего больше не видя. Да зачем я говорю,
наверное, вы знаете. Может, именно эта боль и
заставила меня написать эту статью в
попытке доказать что-то...
"Барад-дур потрясла его своей странной и
мрачной красотой. Мощная крепость, словно
выраставшая из самой земли. Черный камень,
тяжелые, но строгие пропорции. Ощущение
давящей и грозной силы. Непоколебимая
твердыня, неприступная и грозная. Изнутри
она была много уютнее, чем можно было
предположить, глядя снаружи. Внутри
крепости все пропорции и линии были совсем
другими, легкими и изящными. Галереи и
переходы, тонкие колонны и высокие своды,
кружево арок и балконов. Два лица одной
крепости — как отражение души ее создателя."
Таков был Гортхауэр Жестокий, ненавистный
людям и эльфам. Да, я могу поверить, что он
беспощаден у врагам, что он убивал тысячи
без жалости, потому что на войне случается и
не такое. Но в то, что, по словам автора, "ему
нравилось — Тиндомэ это видел — мучить
человека, нравилось наблюдать за
страданиями жертвы." — в это я никогда не
поверю. И не потому, что он "не такой" —
это и доводом назвать нельзя, а потому, что
майя, создание "самих" валар, не может
быть банальным садистом. Да, именно он
создал орков, коие садизмом несомненно
отличаются, но неужели этому его научили в
Валиноре? Да и не в этом дело. Просто это
слишком похоже на реальность, и слишком
далеко ушло от чудесной и доброй сказки
Толкиена и также далеко — от одной из самых
гуманных, на мой взгляд, книг — Черной Книги
Арды. Я никому не хочу доказывать, что
Саурон был добрым, милосердным, прощал
врагов и всегда подставлял левую щеку
вместо правой, нет! Просто жестокость, на
мой взгляд, не обязательно должна быть
низкой и отвратительной. В его случае она
была лишь вынужденной, но я никогда не
поверю и ничто меня не убедит, что Саурон
мог опустится до насилия над беззащитной
девушкой или до пыток просто ради
удовольствия. Если так, то его образ не
имеет ничего общего ни с Врагом, которого
даже Толкиен изобразил величественным и
могущественным, ни с учеником Мелькора из
Черной Книги Арды, навсегда связавшего
судьбу с Артой и чувствующего ее малейшую
боль, как свою собственную...
Я понимаю, что вряд ли кого-нибудь убедила.
Да я и не ставила такой цели. Это не
исследовательская работа, потому что в ней
не найдешь ни одного приемлемого
доказательства. Это лишь выраженная боль,
крик, который так и не остался
непроизнесенным (дабы не пугать соседей).
Это мои мысли о природе зла и добра, которых
мне все равно никогда не познать.
Мы еще не прошли все ступени лестницы
понимания... Она бесконечна...
Мориэль.
© Тани Вайл (Эльвен)