Приложение

Перевод Е.Дрибинской

 РУНЫ ПАТРИНОВ И ИЗМЕНЧИВОСТЬ МАГИИ

 Общее представление для патринов-соискателей.

 РУННАЯ МАГИЯ ПАТРИНОВ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

ТЕОРИЯ И ПОНЯТИЯ

 ЗАКОН РЕТИСА

 ОБЪЕМНАЯ МАГИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

 О РУННОЙ МАГИИ САРТАНОВ

 Общее представление для патринов-соискателей.

Примечание переписчика: Сартаны всегда находили подход патринов к рунной магии слишком сухим и бесстрастным на их взгляд. Патрины, с другой стороны, всегда пренебрегали подходом сартанов, более мистическим и философическим, к тому, что они разумели как смесь искусства и мощи. Это описание магии явно написано патрином. Многие читатели могут счесть его спорным. Например, использование термина "объект" или "объекты" в данном тексте не ограничено ноедушевленными предметами, а прилагается в том числе к людям — в точности как, скажем, к стульям. Патрины, которые считали, что их предназначение — править всем, что сотворено, не делали между ними различия.

Чтобы манипулировать объектом, необходимо понимать его. Этот основной принцип — сердце всей рунной магии патринов. Это ключ к нашему предназначению править всем.

Мы — те, кто видит и понимает объект таким, каков он есть на самом деле, во всех его аспектах, — имеем над ним власть. Это качество и сила, которую мы используем, называя магией, есть в действительности манипуляция силой бытия. Мы — всего лишь разум, обозревающий мир вокруг нас во всей полноте истины. Магия — это узнавание пламени, пылающего позади нас, в то время как все остальные видят только свои собственные тени на стене. Рунная магия определяет в символах истинные свойства всех вещей, какие только могут существовать.

 РУННАЯ МАГИЯ ПАТРИНОВ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

Изменяя какую-либо часть мира вокруг себя, патрины прежде всего пытаются "поименовать" объект как можно полнее. "Истинное имя" объекта — нечто большее, нежели просто удобное описание. В магии патринов имя объекта точно определяет состояние объекта относительно сокрытой Волны Вероятности. Полное именование объекта необходимо для того, чтобы патрин смог впоследствии "переименовать" объект в другое состояние или форму.

Руны дают нам набор символов, посредством которых мы можем поименовать (понять) и переименовать (изменить) любой объект. Изучающий магию патринов изучает руны, поскольку только посредством рун объект может быть поименован наиболее полно.

 ТЕОРИЯ И ПОНЯТИЯ

Руны придают нашей магии формальную структуру. Наши руны обычно направляют магию следующим образом:

1. ИМЕНОВАНИЕ ОБЪЕКТА. Любая руна власти сначала определяет объект — иными словами, именует исходный объект полностью.

2. ПРИЗЫВАНИЕ СИМПАТЕТИЧЕСКОГО ИМЕНИ. Тут мы строим (1) руны власти, которые потребны для того, чтобы изменить состояние данного объекта и (2) руны состояния, которые определяют положение Волны Вероятности, в котором таковое состояние может быть выражено. Сочетание этих рун — власти и положения — образует Симпатетическое Имя.

3. ПЕРЕИМЕНОВАНИЕ ОБЪЕКТА. Посредством применения Симпатетического Имени к объекту состояние объекта изменяется, и объект оказывается переименован. Это новое имя становится именем объекта до тех пор, пока действует магия. Могущественные Симпатетические Имена могут оставаться постоянными, в то время как не обладающие большим могуществом могут действовать лишь мгновение.

 ЗАКОН РЕТИСА

Принципы рунной магии были известны за много эпох до разделения Миров, но и тогда существовали аномалии и несоответствия в осуществлении магии. Одним из важнейших направлений в магических исследованиях было определение этих аномалий.

Тем не менее, в Году нашего Изгнания 1391, ученейший Ретис из Вортекса сформулировал некоторые основные законы рунной магии, направленные на то, чтобы объяснить все аномалии, которые случались с начала времен. (Пятое Царство — которое те, кто не был близко знаком с его строением, называли Лимбом или попросту Нексусом — разделено на три концентрических части. Внешняя область называется Нексус, и в нее открываются Врата Смерти всех миров. Четверо Врат Смерти ведут в Царства Стихий, а пятые — в Лабиринт. За Лабиринтом лежит Вортекс. Изначально сартаны заключили патринов именно в этом месте. По истечении трех тысячелетий патрины сумели бежать из Вортекса через Лабиринт и установить контроль над Нексусом и всеми Вратами Смерти.) Хотя его работы были первоначально встречены с изрядной долей скептицизма, нашедшего выражение в его безвременной кончине по приказанию Владык в Изгнании, впоследствии эти работы легли в основу нашего понимания магии.

РАВНОВЕСИЕ В ПРИРОДЕ. Ретис начал с осознания того, что существование всего сущего зиждется на равновесии. Полное имя объекта находится в равновесии с определенным положением гармоник существования Волны Вероятности. Хотя этот принцип был хорошо известен среди магов, пользовавшихся рунами, Ретис сделал его основанием для собственного понимания магии — и вот каков Первый Закон Ретиса:

ИМЯ ОБЪЕКТА УРАВНОВЕШЕНО.

ФАКТОР РАВНОВЕСИЯ. Одной из величайших загадок магии было то, что иногда она сбивалась с верного пути. Точное предназначение созданной магом рунной структуры могло сработать верно множество раз, чтобы потом внезапно, без всякой видимой причины, повести себя совершенно иначе с объектом, который по всем своим характеристикам был совершенно подобен тем, которые уже были переименованы.

Этот эффект, как подметил Ретис, сходен с тем, что постоянно наблюдается у новичков, которые впервые постигают управление рунами и у которых зачастую рунные структуры неуравновешены. Эти неуравновешенные руны действуют, но зачастую со странным результатом.

Ретис доказал, что такие негодные структуры продолжают действовать потому, что сама магия приводит к равновесию, даже если руны не обеспечивают такового. Это второй закон Ретиса:

НЕУРАВНОВЕШЕННОЕ ИМЯ БУДЕТ САМО СТРЕМИТЬСЯ К РАВНОВЕСИЮ.

РУНИЧЕСКОЕ НАРУШЕНИЕ РАВНОВЕСИЯ. Формулируя два своих первых закона, Ретис обращался прямиком к тем мастерам волшебства, которые по-прежнему иногда обнаруживали, что их руны действуют непредсказуемо.

Поскольку заклинания новичков приводили к странным результатам явно по причине неуравновешенности и поскольку в заклинаниях мастеров обнаруживались те же ошибки (хотя и намного реже), Ретис решил, что между этими явлениями должна быть связь. Он задался вопросом — что можно счесть нарушением равновесия в заклинаниях мастеров?

ЗЕРНИСТОЕ СТРОЕНИЕ МАГИИ И ВЕРОЯТНОСТИ. Размышляя над этими проблемами, Ретис набрел в Лицеуме, где он учился, на малоизвестную монографию. Она была написана Сендриком Клаустеном, Бегущим в Нексус, который имел в Лабиринте немалый авторитет, но был малоизвестен в самом Вортексе. Монография явно была написана в одно из редких возвращений через Первые Врата, и основана на опыте Бегущих в Лабиринте.

Бегущие в Нексус предпринимали попытки прорваться через Лабиринт в легендарный Нексус. В те времена эти попытки были еще в зародыше, и должно было пройти много столетий, прежде чем Бегущие достигли успеха.

Для проверки и испытания рун не было лучшего места, чем Лабиринт, поскольку он требовал большей цельности и ясности, чем обычно было нужно в Вортексе. Клаустен в своих странствиях по Лабиринту открыл, что существует предел проработке мелких деталей, составляющих руны.

Равновесие в магии и крайний предел возможности были тесно связаны между собой. Несмотря на бесконечную точность сплетения магии, эффект ее применения будет в некоторых деталях отличаться от того, который был изначально задуман магом. Вся теория рун стремится определить равновесие рун в качестве Симпатетических Имен существующих объектов.

Рунные структуры могут, как вам известно, содержать другие рунные структуры. Эта кажущаяся бесконечной прогрессия все более мелких уровней проработки деталей требует переопределения уравновешенного и упорядоченного состояния объекта в другое состояние. Каждый уровень детализации определяет объект все более точно до тех пор, пока — теоретически — объект не будет полностью определен и потому стабилен.

Однако Клаустен открыл, что по мере детализации рун само по себе присутствие руны влияет на состояние объекта. Руна может быть проработана в таких деталях, что ее собственные детали начнут воздействовать на объект, на который намерен воздействовать маг. Таким образом имя объекта может быть немного изменено. Руна — уравновешенная для объекта до его изменения — становится в таком случае неуравновешенной. Дальнейшее уравновешивание руны может усугубить изменение объекта, что, в свою очередь, еще сильнее нарушит ее равновесие. Таким образом, поясняет Клаустен, существует предел детализации руны. Клаустен назвал его Барьером Неопределенности.

Барьер Неопределнности — это уровень определения, который не может преодолеть никакая руна. Этот предел детализации руны явно связан с древней Эмпирической Постоянной (6,547 х е27, или h) — хотя причина этого так и остается тайной.

За Барьером Неопределенности рунная структура обречена на неудачу в достижении требуемого эффекта. Никакое дальнейшее уравновешивание, каким бы искусным оно ни было, не имеет видимого результата.

Этот нижний уровень детализации рунной структуры (который, как оказалось, действителен и в магии сартанов, и в магии патринов) известен нам как Зерно Рун. Это самая проработанная структура, которая может быть составлена из рун без того, чтобы само присутствие рун стало изменять объект.

ТРЕТИЙ ЗАКОН РЕТИСА. Ретис обнаружил в писаниях Клаустена ключ к ответу на вопрос о том, почему оказываются неудачны наиболее проработанные руны. Ретис предположил, что если переименовываемый объект уравновешен за Барьеров Неопределенности, то ни одна руна не может образовать Симпатетического Имени со степенью детализации достаточной, чтобы равновесно переименовать объект. Его собственный Второй Закон в этом случае приводил к случайным результатам даже у самых преуспевающих волшебников.

Вот как выглядит третий — и самый спорный — закон Ретиса:

НИКАКАЯ РУНА НЕ ИМЕЕТ БЕСКОНЕЧНОГО РАВНОВЕСИЯ.

Когда рунная структура приближается к новому состоянию, Волна Вероятности порождает феномен под названием Статическое Отражение. В общем случае это обычные путь восстановления малых неуравновешенностей во всех магических рунных структурах, который может служить доказательством существования Барьера Неопределенности.

Третий Закон Ретиса часто формулируют как "ни одна руна не совершенна". Барьер Неопределенности, кажется, приговаривает рунные структуры к самому элементарному несоврешенству, когда речь идет о самых тонких основах магии.

Хотя это может оказаться весьма тревожным с точки зрения философии, в повседневном использовании оно малозаметно. Поскольку Второй Закон ретиса говорит нам, что даже неуравновешенный объект будет стремиться к равновесию, рунная магия продолжает действовать, будучи великой силой нашей судьбы.

Тем не менее, Ретис был поражен именно философскими разногласиями. Владыки в Изгнании преследовали его за анархическую ересь и казнили. Сегодня мы поем песни в его честь, хотя он не имеет возможности услышать их.

 ОБЪЕМНАЯ МАГИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

Все наши нынешние рунные структуры основаны на двумерных образцах. Новые исследования мастеров-криптографов Вортекса заставляют предположить, что стабильные рунные структуры могут быть с равным успехом трехмерными. Такие руны можно грубо представить как кубы, сферы, многогранники и разновидности связанных каналов для передачи силы, действующие определенным образом.

Поскольку такие структуры могут произвести революцию в рунных структурах и власти, они пока не развиваются, чтобы сохранить стабильность, равно как и наши страдиционные структуры. Объемные стурктуры, кажется, точно так же подвержены действию барьера Неопределенности, как и обычные руны. Возможно, со временем таковые руны станут частью нашего общества и нашей цели.

 О РУННОЙ МАГИИ САРТАНОВ

Время от времени вы можете заинтересоваться тайнами и подходами к рунам сартанов. Эти руны — если отбросить в сторону псевдорелигиозные и рассчитанные на простаков фразы — действуют подобно нашим собственным рунным структурам.

Однако существует наиболее фундаментальная — и опасная — разница между сартанским подходом к магии и нашим: наш подход — индуктивный, в отличие от сартанского дедуктивного.

В рунной магии патринов мы обнаруживаем сущность отдельно взятого объекта и отсюда выводим более общие свойства вселенной, окружающей нас. Таким образом мы изменяем равновесие отдельного объекта и позволяем возникшему нарушению равновесия воздействовать на основы, изначально поддерживающие данный объект.

Сартаны, с другой стороны, пытаются изменять основные принципы существования, чтобы добиться желаемых результатов. Этот опасный образ мышления может привести к изменению законов генетики во вселенной ради того, чтобы получить нынче утром завтрак получше.

Наша магия работает от частного к более общему (индукция), в то время как магия сартанов идет от общих основ существования к отдельному решению (дедукция). Оба подхода действенны. Война Адмигона — последняя великая война перед Пленением Бейбона и Разделением Времени — была между нами и сартанами, и результаты ее были плачевны. Лабиринт, который окружает нас и служит узилищем нашего народа со времени разделения — первый пример как могущества сартанов, так и их безответственного и безжалостного использования его. Все существующее ныне стремится к состоянию, которое вновь принесло бы гармонию и равновесие.

Время Нового Равновесия — нашего порядка — грядет.

Назад


© Тани Вайл (Эльвен)